РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:

РЕБЕНОК ЧИТАЕТ МЕДЛЕННЕЕ ВСЕХ В КЛАССЕ. КАК ЕМУ ПОМОЧЬ?

Перед выполнением домашнего задания давайте ребенку 5 минут читать любой текст, затем приступайте к выполнению домашнего задания по математике; после чего опять 5 минут чтения – выполнение следующего домашнего задания – по русскому языку. В течение дня усаживайте его за чтение по 5 минут с промежутком времени в час-полтора.

Техника чтения:

Контролируйте технику чтения. Подберите подходящую детскую книгу и, отсчитав 100 слов, попросите ребенка почитать. Запишите, сколько времени ушло на эту работу. Задайте несколько вопросов по прочитанному. Запишите, на сколько вопросов он после самостоятельного чтения дал правильных ответов. Через неделю повторите замер. Сдвиги будут заметны и родителям и ребенку. В дальнейшем замеры скорости достаточно проводить 1 раз в месяц.

Развивайте оперативную память ребенка с помощью зрительных диктантов.

РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ ПЕРЕСКАЗАТЬ ПРОЧИТАННОЕ. КАК ЕМУ ПОМОЧЬ?

Учиться пересказывать прочитанное лучше всего на русских народных сказках. Сюжет их состоит из аналогичных эпизодов. В них много повторяющихся диалогов, что облегчит чтение и запоминание. В то же время ребенок приучается к внимательному чтению. Ведь каждая часть хоть и похожа на предыдущую, но отличается от нее. Неправильно прочитаешь – смысл сказки изменится. Все сразу станет непонятным и даже смешным. По сказке легко ставить вопросы и легко по ним отвечать. Когда ребенок это освоит можно давать короткие рассказы Л.Н.Толстого, а затем переходить к более сложным текстам.

РЕБЕНОК СЧИТАЕТ МЕДЛЕННЕЕ, ЧЕМ ОСТАЛЬНЫЕ. КАК ЕМУ ПОМОЧЬ?

Овладение навыками вычислений в пределах 100 – один из главных итогов изучения программы 1, 2 класса. Эти навыки составляют основу умения выполнять письменные вычисления. Формирование навыков устного счета ведется из урока в урок с помощью определенных упражнений. Такие упражнения ребята могут выполнять вне уроков во время общения с родителями: по дороге домой, во время выполнения разнообразных домашних дел, на прогулке: назови число, которое больше __ на __; дополни число ___ до числа __; округли до десятков число __, и т.д.

Таблицу умножения лучше всего таким детям изучать, играя в математическое домино или лото.

Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:

  1. Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
  2. Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение.
  3. Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
  4. Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
  5. Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
  6. Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
  7. Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.
  8. Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашнего задания.
  9. Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
  10. Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.
  11. Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашнего задания, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.
  12. Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
  13. Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
  14. Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.       

Ребенка обижают в школе

Маленькому человечку далеко не всегда легко проявить в коллективе свои сильные стороны, ведь сверстники гораздо охотнее обнаруживают его слабости. 
Как родителям понять, что над ребенком издеваются в школе:
- Ребенок часто приходит из школы в подавленном настроении, слезах и ссадинах;
- Он стал замкнутым и малообщительным, неохотно отвечает на вопросы родителей;
- Чтобы не идти в школу, притворяется больным;
- Стали пропадать вещи – это не обязательно может быть что-то ценное (сотовый телефон, плеер и т. д.), у младших школьников могут отобрать красивые ручки, альбомы, пеналы;
- Даже у отличника может значительно снизиться успеваемость.
Первое ваше побуждение – грудью встать на защиту своего малыша. Но не сделаете ли вы ему только хуже?
Конечно, ни один ребенок не заслуживает пренебрежительного отношения к себе, любое дитя уникально и обладает своими достоинствами. Но маленькому человечку далеко не всегда легко проявить в коллективе свои сильные стороны, ведь сверстники гораздо охотнее обнаруживают его слабости. 
Какие? Это могут быть плохая физическая подготовка, неопрятный и не модный вид, низкая успеваемость, излишняя полнота и так далее. Возможно, ребенок часто болеет, пропуская школу, поэтому никак не станет своим в классе. У некоторых детей сложный характер: они слишком пассивны, неуверенны в себе или чувствительны и ранимы. 
Так или иначе, у маленьких «изгоев» копиться обида на сверстников, чувство одиночества. Несчастный ребенок замыкается в себе, начинает обманывать, хвастать, ябедничать или втихомолку мстить обидчикам.
Иногда в отношении детей лучше не вмешиваться, но это – не тот случай. Нельзя акцентировать внимание на происшествии, постарайтесь оказать поддержку, которую он должен чувствовать обязательно:
- Попробуйте поговорить с ребенком по душам, постарайтесь узнать побольше про то, чем он занимается на переменах, о его друзьях и т. д.
- Обязательно ходите на все родительские собрания, вникая в особенности внешкольной жизни.
- Установите хороший контакт с классным руководителем, постоянно узнавайте от него то, что происходит в классе.
- Помогите ребенку подружиться с кем-нибудь из класса для того, чтобы он чувствовал себя увереннее.
- Организуйте внешкольную деятельность ребенка, найдите ему занятие.
- Школьника можно отдать в любую спортивную секцию, для развития его физических данных.
- Если о том, что над ребенком издеваются, стало точно известно, следует обратиться за помощью к классному руководителю и школьному психологу. 
Обучите ребенка полезным навыкам взаимоотношений с другими людьми: большей активности, дружелюбию, умению постоять за себя, а когда нужно сдержаться и уступить. И помните: чем увереннее чувствует себя ребенок, тем легче ему даются навыки. Нелишним будет попросить классного руководителя поддержать вашего ребенка, быть может, задействовать в каком-то важном деле, что повысит его престиж в глазах остальных.
Как ребенку продемонстрировать окружающим собственные достоинства? Из боязни быть отвергнутым далеко не каждый ребенок способен открыто претендовать на лучшую роль в какой-либо коллективной деятельности. Устройте ребенку такую возможность! Организуйте какое-нибудь общее мероприятие для него и его друзей: детский праздник, загородную вылазку. «Своя» территория, «свой» взрослый, возможность получить выгодную роль и справиться с ней – вот что нужно ребенку, чтобы почувствовать себя в безопасности и раскрыть свои таланты.
Случаи издевательств над школьниками совсем нередки. Многие родители убеждены, что во всем виноваты учителя. Но зачастую они ошибаются. По мнению многих специалистов, ничего подобного с детьми не произошло бы, уделяй родители своим детям больше внимания.

Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми   
( Глава из книги "Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения" Алина Бикеева)
Как часто родители сравнивают своего ребёнка с другими детьми и ставят других детей ему в пример. 
Поразмышляем над этим. На мой взгляд, нет никакого смысла сравнивать вашего ребёнка с другими детьми и ставить ребёнку кого-то в пример.
Во-первых, обязательно найдутся дети, которые будут в чём-то лучше вашего ребёнка, но найдутся и такие, которые будут явно проигрывать в сравнении с ним.
во-вторых, на каждый пример есть контр пример. Кроме всего прочего, своими сравнениями мы подрываем нежную детскую психику, заставляя ребёнка думать, что он хуже других.

Неестественный отбор в природе родительствования. Да и потом, проводить подобные сравнения — просто нечестно. Когда мы сравниваем своего ребёнка с кем-то другим, мы выдёргиваем из личности человека какие-то его отдельные качества, т.е. отбираем их по собственному усмотрению и желанию.
Таким образом, мы совершаем Неестественный Отбор. Это ещё и нечестный отбор. Ведь мы заостряем своё внимание на одной черте или нескольких чертах человека, не рассматривая все остальные аспекты и компоненты его личности.

Эпизод из моего детства. "Бери пример с Танечки!"
Помню, я в своём детстве очень сильно и совершенно искренне расстраивалась, когда меня сравнивали с моей троюродной сестрой Танечкой, единственной родственницей моего возраста. Родители меня ни в чём не упрекали, они просто говорили: "А вот Танечка — отличницей вышла за первую четверть". Так: "Да, надо же, у Танечки все годовые оценки — пятёрки вышли. Она — круглая отличница!" Танечка была отличницей все 10 лет учёбы в школе. Я же все свои школьные годы была стабильной "хорошисткой", так ни разу не став "круглой отличницей", но и не получив ни единой четверной "тройки". В школьном аттестате у меня — две "четвёрки", а остальные — "пятёрки".
Светлый образ отличницы Танечки маячил передо мной почти все мои школьные годы, не давая покоя и сильно расстраивая. Милая девочка Танечка со своими родителями жила не в нашем городе. Но, встречаясь с ней летом и видя перед собой обычную девочку, я никак не могла понять, ну почему я хуже Танечки, ну почему у меня не получается вырваться в "отличницы".
- переживала от этого острое ощущение собственной ущербности.

Лишь после окончания университета и начав работать учителем английского языка в обычной общеобразовательной школе, я поняла, что со мной было всё в порядке, просто мы с Танечкой находились в разных весовых категориях.
Во-первых, Танечка жила и училась в обычной общеобразовательной школе маленького белорусского городка. Я же все 10 лет училась в крупном российском городе с населением более миллиона человек, да к тому же ещё в школе с углубленным изучением английского языка.
В нашей школе английский дети начинали учить со второго класса. Почти все школьные годы уроки английского были у нас ежедневно, а начиная с 7 класса на языке велись ещё и несколько предметов: география, английская литература, американская литература, технический перевод.
Во-вторых, в школе, где училась Танечка, все годы её учёбы директором был её родной папа (двоюродный брат моего отца). Моя мама тоже была много лет школьным администратором, но я ни одного дня не училась в "маминой" школе.
Танечка только училась в общеобразовательной школе — и всё. Я же в дополнение к специализированной английской школе ещё полных семь лет училась в школе музыкальной, кстати сказать, успешно её закончив и получив свидетельство.

Разбор деталей можно было бы продолжить, но, думаю, и так вполне понятно, что мы с моей троюродной сестрой Танечкой хоть и были одного возраста, но находились в разных условиях в наши школьные годы.
по всей видимости, я была нисколько не хуже Танечки и училась также хорошо, как и она.

Родители меня никогда не упрекали и не ругали за учёбу, но это сравнение с Танечкой всегда почему-то больно резало мне слух и запомнилось на долгие годы.
А ведь сравнивая меня с этой девочкой моего возраста, родители, незаметно для себя, проводили неестественный отбор факторов, условий и обстоятельств нашей с ней жизни школьниц.
Но в детстве мне этого было не понять. Поняла-то я это, только начав работать учителем и ощутив разницу между английской спецшколой и школой общеобразовательной. Так что же получается, я напрасно расстраивалась и переживала столько школьных лет, ощущая себя хуже милой девочки Танечки?!
Просто призыв: Уважаемые родители! Не сравнивайте своих детей с другими детьми! Не проводите нечестного, Неестественного Отбора качеств человека и обстоятельств жизни. Для детей ваши сравнения могут обернуться глубокими внутренними, скрытными от глаз людских (и ваших родительских глаз в том числе!) душевными терзаниями и страданиями. Не надо никаких сравнений! Не надо никаких примеров! Каждый ребёнок уникален и неповторим. Его условия и обстоятельства жизни могут разительно отличаться от других детей. Поэтому, пожалуйста, не травмируйте психику ребёнка своими некорректными сравнениями, постановкой примеров и установкой идеалов.
надо никаких сравнений! И не надо никого ставить в пример! А чтобы замерять личные успехи ребёнка, феноменальные родители сравнивают ребёнка с ним самим, непременно начиная сравнения словом "молодец", или "умница". 

Примеры сравнений феноменальных родителей.

"Какой ты молодец! В прошлом году ты пробегал на лыжах один круг, а в этом году — уже два круга".
"Умница! В прошлый раз в твоём диктанте было четыре ошибки, а сегодня — только две".
"Молодчина! Помнишь, два года назад ты говорил всего пять предложений на английском языке, пересказывая текс, а сегодня в твоём пересказе я чуть не сбился со счёта. Я насчитал 30 предложений!"
"Вот молодчина! В первой четверти ты собирал свой портфель, готовясь к следующему учебному дню, целый час, а теперь ты делаешь это минут за 20-30".
"Умница! Раньше мне приходилось тебе напоминать несколько раз, что после еды посуду за собой надо помыть. А теперь я вовсе об этом не говорю. Ты это делаешь сама без всяких напоминаний".
"Какой ты молодец у меня! Помнишь, как в начальной школе ты боялся выступать перед всем классом, ты очень сильно волновался и нервничал. А вчера выступил с докладом перед своими одноклассниками без всяких волнений".

Памятки заботливым родителям

Учим русский язык. Советы родителям.

    Простой способ запомнить словарные слова. Электронные фоторамки создали не для словарной работы. Конечно, с их помощью просматривают семейные фотографии.Такое полезное изобретение можно использовать при изучении русского. Фоторамка может прокручивать изображения целый день, не отвлекая никого! Вместо фотографий, в рамку нужно загрузить карточки с изображением слов (желательно, чтоб сомнительные буквы были выделены цветом). Рамка может весь день показывать одну карточку за другой. Если поставить её на столе, ребёнок время от времени будет бросать на неё взгляд. И непроизвольное запоминание сделает своё дело. Раз или два в неделю можно проводить словарные диктанты, чтобы понять, с какими словами уже нет проблем. Сотрите файлы с освоенными словами и добавьте новые. Более эффективно слова будут запоминаться, если параллельно вести работу со словарём и выполнять другие упражнения.  Такой способ может очень облегчить процесс изучения орфографии. (Автор Ю.Фишер.)

Глава из пособия для родителей «Как помочь ребёнку стать успешным»

             Всем невнимательным и гиперактивным детям очень полезны игры с правилами. Возьмём игру в прятки – там есть очерёдность, определённые роли, нужно просидеть в укрытии определённое время, а ещё нужно придумать, куда спрятаться и менять эти места. Всё это - хорошая тренировка функций программирования и контроля, да ещё она происходит при эмоциональном вовлечении ребенка в игру, что способствует поддержанию в этот момент оптимального тонуса бодрствования. Вспомните игры, в которые вы играли во дворе, все они отобраны человеческой историей и очень полезны для гармоничного развития психических процессов. Например, игра, где нужно «да и нет не говорить, чёрное и белое не покупать» – ведь это замечательное упражнение для оттормаживания непосредственного ответа, т.е. для тренировки программирования и контроля. В игре научить можно всему – годится всё, что ребенок воспринимает, играя. Скорость в таких играх должна быть чуть замедленной. Можно играть в мячик: вы называете слово, ребёнок отвечает словом из той же категории (вы ему – «кошка», он вам – «собака»). Но тут лучше не бросать мячик, а катить, чтобы он успел сообразить. Если получается – берите более редкие категории слов. Следующий этап – «Я буду вспоминать слова, у которых начало звучит одинаково, например, «мама» и «муха», а ты придумаешь ещё одно такое слово». Игр должно быть много разных. Перед игрой надо обязательно попробовать – пойдёт она или нет. И выбирать игры в зоне ближайшего развития ребёнка, предлагать в игре материал, который ему предстоит освоить. Очень часто выполнение домашнего задания с гиперактивным невнимательным младшеклассником превращается во многочасовую пытку для ребёнка и родителей. 

 Как правильно делать уроки?

                  Давайте попробуем создать пошаговую инструкцию. Нам нужно развивать у ребёнка умение программировать и контролировать собственную деятельность. Пока он сам не умеет этого делать, эти функции берут на себя родители. Если ребёнок, например, не научился проделывать какие-то операции в уме – надо подкрепить словами и рисунками. Постепенно, по мере того как эти подпорки будут становиться ненужными, убирайте их и передавайте ответственность самому ребёнку.

            Шаг первый – подготовка/ Выберите день и обратитесь к ребенку с такими словами: «Знаешь, меня научили, как быстро сделать уроки. Давай попробуем сделать их очень быстро. Должно все получиться!» Попросите ребенка принести портфель, выложить всё нужное для выполнения уроков. Сказать: «Давай попробуем поставить рекорд – сделать все уроки за час» (допустим). Важно: время, пока вы готовитесь, убираете со стола, раскладываете учебники, выясняете задание, в этот час не входит. Cегодня мы попробуем поставить рекорд по выполнению заданий в самые короткие сроки, от тебя требуется только одно: тщательно записать все задания.

            Шаг второй – делаем первый предмет «Открывай дневник, смотри, что задано. Что будешь делать сначала? Русский или математику?» Не имеет значения, что он выберет, – важно, чтобы сам выбрал. «Бери учебник, найди упражнение, а я засекаю время. Читай задание вслух. Так, я что-то не поняла: а что нужно сделать? Объясни, пожалуйста». Нужно переформулировать задание своими словами. Оба – и родитель, и ребёнок – должны понимать, что именно нужно сделать. «Читай первое предложение и выполняй то, что нужно сделать». Лучше сначала сделать первое пробное действие устно: «Что тебе нужно написать? Проговори вслух, затем пиши». Иногда ребёнок что-то говорит правильно, но сразу забывает сказанное – и, когда надо записать это, уже не помнит. Тут мама должна работать диктофоном: напомнить ребёнку, что он сказал. Самое главное – это уже с самого начала добиться успешности. Работать надо не спеша, не делать ошибок. «Проговаривай, как пишешь, Москва – «а» или «о» следующая?» «Смотри-ка! Три с половиной минуты – а у нас уже сделано первое предложение! Теперь ты запросто всё закончишь!» За усилием должно следовать поощрение, эмоциональное подкрепление, оно позволит поддерживать оптимальный энергетический тонус ребенка. На второе предложение нужно потратить чуть меньше времени, чем на первое. Если вы видите, что ребенок начал ёрзать, зевать, делать ошибки – остановите часы: «Ой, я забыла, у меня на кухне кое-что не сделано, подожди меня». Ребёнку надо дать короткую передышку. В любом случае, нужно добиться, чтобы первое упражнение было сделано как можно более компактно, минут за пятнадцать, не больше.

           Шаг третий – перемена После этого уже можно отдохнуть (таймер отключается). «Ты герой! Ты за 15 минут сделал упражнение! Значит, за полчаса мы сделаем весь русский! Ну, ты уже заслужил компот». Вместо компота, конечно, можно выбрать любую другую награду. Когда даёте передышку – очень важно не потерять настрой, не дать ребенку отвлечься за время отдыха. «Ты готов? Давай, ещё два упражнения сделаем так же!» И опять – читаем условие вслух, проговариваем, пишем. Когда закончен русский – надо отдохнуть побольше. Остановить таймер, сделать перерыв в 10-15 минут – как школьная перемена. Договаривайтесь: в это время нельзя включать компьютер и телевизор, нельзя начинать читать книжку. Можно заняться физическими упражнениями: покидать мячик, повисеть на турнике.

           Шаг четвёртый – делаем второй предмет Так же делаем математику. «Что задано? Открой учебник». Опять запускаем время. Отдельно пересказываем условия. Отдельно ставим вопрос, на который надо ответить: «Что же спрашивается в этой задаче? Что требуется?» Часто бывает, что математическая часть воспринимается и воспроизводится легко, а вот вопрос забывается, формулируется с трудом. На вопрос надо обратить особое внимание: «Мы можем сразу ответить на этот вопрос? Что нужно сделать для этого? Что нужно узнать сначала?» Пусть ребёнок самыми простыми словами расскажет, что надо сделать в каком порядке. Сначала это внешняя речь, потом её сменит внутренняя. Мама должна страховать ребенка: вовремя ему намекать, что он не туда пошел, что нужно изменить ход рассуждений, не дать ему запутаться. Самая неприятная часть математического задания – это правила оформления решения задач. Спрашиваем ребенка: «А вы решали в классе похожую задачу? Давай посмотрим, как надо написать, чтобы не ошибиться. Подглядим?» На форму записи нужно обратить особое внимание – после этого уже ничего не стоит записать решение задачи. Затем проверка: «Ты говорил, что нужно сделать то-то и то-то? Это сделал? А это? Это? Проверили, теперь можно писать ответ? Ну, сколько времени заняла у нас задача? Как же это ты так успел за такое время? Ты заслужил что-нибудь вкусное!» Задача сделана – берёмся за примеры. Ребёнок сам себе диктует и записывает, мама проверяет правильность. После каждого столбика говорим: «Потрясающе! Берёмся за следующий столбик или компоту?» Если видите, что ребёнок устаёт – спрашивайте: «Ну что, ещё поработаем или пойдём компот пить?» Мама должна в этот день сама быть в хорошей форме. Если она устала, хочет побыстрее отвязаться, если у неё болит голова, если она одновременно что-то варит на кухне и поминутно туда бегает – дело не пойдёт. Так нужно посидеть с ребёнком один или два раза. Затем мама должна начинать планомерно устранять себя из этого процесса. Пусть ребенок расскажет маме всю смысловую часть своими словами: что надо сделать, как сделать. И мама может отлучиться – пойти в другую комнату, на кухню… Но дверь открыта, и мама незаметно контролирует: занят ли ребёнок делом, не отвлёкся ли на посторонние дела. Фиксироваться на ошибках не надо: нужно добиться эффекта результативности, надо, чтобы у ребёнка появилось ощущение, что у него всё получается..                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Нейропсихолог Т.В. Ахутина