Школа… начало начал, дорога в будущее, по которой идти помогает учитель.

Я – учитель, я иду к своим ученикам уже 30 лет. Казалось бы, есть большой опыт, но каждый раз, как в первый раз.

Вот передо мной 25 пар глаз. Озорные, умные, строгие, вопрошающие… Глядя детям в глаза, я сама начинаю задавать себе вопросы: как правильно вести диалог, как раскрыть талант ребёнка, как найти формулу успеха? И вопросов со временем становится все больше. И ответы на них всё разнообразнее.

Мне близки слова известного теоретика педагогики С. Соловейчика «Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло – потому, что он учитель, и темно – потому, что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету – осветлить его ум, просветить его...».

Я стараюсь пробуждать в детях чувства, учу их мыслить, анализировать, делать выводы. Постепенно они раскрывают свои души, идут навстречу, значит, я на верном пути.

В век цифровых технологий мы часто забываем о простых человеческих ценностях, о человеческих чувствах. Думаю, что возраст младшего школьника это удачное время для того, чтобы через художественное Слово формировать такие понятия как доброта, сочувствие, сопереживание, поддержка. И подтверждение своим предположениям нахожу в литературе.

М.Ю. Лермонтов «Молитва»:

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненья далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко.

Проходят столетия, сменяются поколения, одна реформа следует за другой, но правильно и вовремя сказанное Слово остаётся ценным всегда.

Особое отношение к Слову формирует выразительное чтение, классическая музыка, пейзажные зарисовки, театральные постановки. Когда-то первый учитель привёл меня в этот удивительный волшебный мир, наполненный красивыми Словами и чувствами. Тогда, мы, ещё совсем маленькие, слышали и видели только нашего педагога. Шли за ней, знакомились с окружающим миром, который она помогала нам познавать. В памяти остался образ, осталась Личность. Я видела в ней человека, готового прийти на помощь понять и преодолеть детские страхи, стать уверенными. Ее Слово было точным и действенным. Наверное, с этих мгновений и возникло первое соприкосновение с будущей профессией. Тогда, в первом классе, неумело подражая ей, перестала играть с куклами, я стала их учить. Моими учениками были младшие сестренки и братишки. Нравилось, когда они старательно выводили свои каракули, складывали палочки, расспрашивали меня о чем-то. Мы разыгрывали небольшие сценки и выступали с ними перед публикой. В то время я поняла - мне нравится общаться с детьми. Появилось стойкое желание стать учителем. Пришла уверенность - это моё будущее.

Доброе Слово учителя, как зерно, брошенное в благодатную почву, всегда даст результат. Можно получить нужное образование, но не стать педагогом. Моя первая учительница закончила только педагогические курсы. Она так преподавала предметы, что увлекла даже самых озорных детей, мы заслушивались ее рассказами. На уроках, мы ловили каждое слово и с нетерпением ждали окончания каникул, чтобы вновь встретиться с нашим учителем. Она любила профессию, жила нашими интересами и проблемами.

Мне очень повезло! Мой учитель готовила нас к жизни через Слово. Знакомя с литературными произведениями, учила нас анализировать, делать выводы, доказывать, договариваться, учила преодолевать жизненные препятствия и быть настоящими людьми. Мы делали первые открытия, получали новые впечатления, были в плену чувств и переживаний. Услышанное и постигнутое в детстве сформировало в нас любовь к жизни, к людям, к Родине. Своим отношением и высказываниями она показывала, что все мы уважаемы ею и интересны для нее. С нами разговаривали на равных, прислушивались к нашему мнению, не критикуя, но дополняя. Мы чувствовали себя взрослыми и умными. Лично я сформировалась как личность, благодаря ее неравнодушному отношению и убедительному Слову. Сейчас я понимаю - в жизни очень важно встретить такого человека, который станет ориентиром, поможет выбрать правильный путь.

По окончанию школы у меня не возникло сомнения, куда идти учиться дальше. Много лет прошло, но до сих пор на встрече с одноклассниками вспоминаем человека, давшего нам путёвку в жизнь. К, сожалению, её больше нет с нами, но память жива, и так должно быть, потому что это Мастер своего дела, который щедро делился накопленным опытом и знаниями, умела Словом убедить нас и поверить в свои возможности.

Однажды на просторах интернета я познакомилась с проектом «Следуй за мной». Девушка держит за руку человека и ведет за собой. Что заставило его пойти с ней? Возможно, это были Слова, которые заинтересовали и поманили в еще неизведанный мир. Этот образ стал напоминанием о моей учительнице, которая взяла меня за руку и повела...

Став учителем, я наблюдаю, как дети растут и развиваются. И мои наблюдения мне подсказывают, что не нужно уже «вести ребенка за руку за собой»! Достаточно ему просто сказать: «Иди, твори, дерзай! Я - рядом».

Так и идем вместе с учениками от первого до четвертого класса. Вместе с ними расту и совершенствуюсь я. Приходит чувство удовлетворения от своей работы, когда на одну ступеньку выше становится мой ученик. Пройдя часть пути рядом, понимаю, что дальше он может и должен идти самостоятельно, он научился владеть Словом так, что сумеет убедить другого человека и договориться с ним.

Каким станет в будущем ребенок? Многое зависит от нас, учителей, от наших слов. Слово учителя, которому веришь, научит преодолевать трудности, добиваться целей, быть нужным и успешным. Моя жизнь круговорот. Я постоянно в поиске какого-то интересного дела, я живу интересами учеников. Дети дают заряд и заставляют «быть в тренде».

Когда встречаешься с учениками, которые стали взрослыми и слышишь от них о том, что я помогла стать настоящими людьми, приходит осознание того, что в моей душе не потухнет тот немеркнущий свет, вызывающий желание жить, трудиться, делать что-то большое, доброе и нужное.